ул. Толмачева, д. 8

Церковь Марии Магдалины. Ансамбль первой женской гимназии

1893 г.
Церковь Во Имя Святой Мироносицы и Равнопрестольной Марии Магдалины (Толмачева, 8) возвели и освятили в 1893 году. Она примыкает к зданию пансиона своей северной стороной. Церковь сооружалась на единовременное пособие от Екатеринбургского земства и пожертвования частных лиц при энергичном участии председателя Попечительского совета Екатеринбургской женской гимназии, почетного гражданина А. Н. Казанцева.

Двухэтажное здание церкви замыкает юго-западный угол комплекса екатеринбургской женской гимназии.

На севере здание церкви примыкает к пансиону, на востоке переходом соединено с учебным корпусом. Постройка включает собственно храм и апсиду, расположенные по оси восток — запад; с севера храм дополнен помещениями, примыкающими к пансиону. Собственно храмовая часть выделена высотой объема и композицией фасада.

Западный фасад церкви обращен на улицу Толмачева. Он состоит из двух частей. Одна из них — трехчастная симметричная, завершенная щипцом, оформляет храмовую часть. Другая — оформляет помещения, примыкающие к храму с севера. Имеет трехчастную симметричную композицию фасада из однотипных окон с лучковым завершением. В центре ее помещены по три окна в каждом этаже и по сторонам от них еще по два.

Первый этаж на протяжении обеих частей постройки имеет однотипные окна с лучковыми завершениями и рамочными наличниками, чем объединяет все части фасадов в одну композицию. Ее центр помещен по оси храмовой части на уровне второго этажа и выражен осью щипца, выявленной тройным арочным окном и спаренными окнами меньшей высоты по сторонам.

По углам храмового объема на постаментах установлены главки в форме луковиц. Схема восточного фасада аналогична западному, но выполнена с использованием окон с лучковыми завершениями. Южный фасад отличается поэтажной симметрией.

Декоративное оформление фасадов основано на многократном варьировании избранных мотивов. Западный фасад храма выделяется пышным декором.

Его центральное тройное окно заглублено в арочную нишу с профилированным архивольтом. Средний повышенный проем окна отделен от крайних полуколоннами, близкими тосканскому ордеру. Парные окна по сторонам тройного окна имеют подобное оформление, но отличаются контррельефными розетками, помещенными по оси разделяющей их полуколонны.

В плоскости щипца по центральной оси помещены ниши для икон и карниз, венчающий постамент креста. Углы здания обработаны лопатками, общий объем объединяют межэтажные карнизы и тяги. В храмовой части профилированные тяги и карнизы дополнены бегунцом, сухариками, зубчиками и аркатурой. Постаменты глав оформлены полукружиями и контррельефами крестов.

Планировка первого этажа симметрична оси север — юг и определена коридором с прямоугольными помещениями по сторонам. В перекрытиях первого этажа применены арочные, коробовые и ребристые своды.

Собственно храмовое помещение второго этажа представляет трехнефное пространство, в котором боковые нефы уже среднего. Трехчастная прямоугольная апсида раскрывается через арочный проем среднего нефа. Квадратные в плане устои среднего нефа дополнены импостами и соединены между собой пологими арками, выше перекрытие положено по балкам, опирающимся на импосты и консоли стен.

Интерьер храма оформлен профилированной разделкой стен и устоев в три яруса. Первый цокольный ярус оформлен горизонтальными тягами. Второй ярус расчленен на панели, третий расшит на «зеркала». Устои арок подчеркнуты карнизами с лепным растительным орнаментом. Потолки, консоли, балки обработаны филенками. Оформление других интерьеров не сохранилось. Оформление сочетает декоративные классические формы с элементами так называемого «мавританского» стиля, популярного в Екатеринбурге, и традиционными мотивами русского зодчества. В целом здание церкви первой женской гимназии представляет необычный пример домовой церкви, входящей в состав учебного комплекса XIX века.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007

Made on
Tilda