Церковь Успения Богоматери построена на месте деревянного храма с таким же наименованием в повышенной части рельефа, поднимающегося от реки Исети, и выше прибрежной части с постройками Верх-Исетского завода.
В XX веке подверглась полной реконструкции. Однако Успенская церковь и во второй половине XX века в силу своего местоположения продолжала играть значительную роль в предзаводской площади Верх-Исетского металлургического завода (ныне площадь Субботников), занимая ее восточную сторону. Крупный объем церкви и узловое положение в застройке уравновешивает здание Дома культуры Верх-Исетского завода и доминирует в пространстве прилегающих кварталов, включая заводские корпуса, главную проходную и селитьбу.
Церковь создавалась по проекту М.П. Малахова. Была перестроена во второй половине XIX века в стиле эклектики. Однако к настоящему времени утрачены портики, колокольня, купол, четыре угловые главки, изменены фасады.
От первоначальной постройки сохранились фрагменты. Самый значительный из них барабан купола. Он прорезан 12 прямоугольными проемами, которые оформлены пилястрами и сандриками. Подоконные плиты проемов объединены профилированной тягой. Барабан завершает также профилированный карниз. Его фризовая часть украшена лепным орнаментом.
Другие фрагменты фасадов храма — детали оформления постаментов угловых главок — включены в южную и северную стены.
В плане церковь представляет собой прямоугольник, который охватывает квадратную храмовую часть и алтарь. Центр храма выделен четырьмя крестообразными опорами, несущими паруса, которые поддерживают барабан. Из интерьеров храма частично сохранилось оформление купольной ротонды. Ее прямоугольные проемы продолжены вниз световодами и по сторонам оформлены пилястрами с каннелюрами на пьедесталах.
Образец русского классицизма. Важнейшая постройка предзаводской площади Верх-Исетского завода XIX века.
Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007