ул. Куйбышева, д. 39

Церковь Николая Чудотворца

1880-1890-е гг.
Церковь входила в несохранившийся комплекс Нуровского сиротского приюта, открытого в 1857 г. коллежским советником М.А. Нуровым на собсвенные средства. Приют находился вблизи Щепной (Дровяной) площади, территория которой граничила с Ново-Тихвинским монастырем, Женским епархиальным, Духовным мужским училищами и 2-й женской гимназией. В каждом из них имелись домовые церкви с колокольнями. Вместе они формировали пространственное окружение площади, в котором доминировал собор Александра-Невского Ново-Тихвинского монастыря.

Размещенные с трех сторон площади учебные заведения определяли отдаленную часть города как средоточие образовательных учреждений и культуры города.

Автор проекта и строители церкви Нуровского приюта не установлены. Освященная в 1877 г. церковь Во Имя Святителя Николая Чудотворца в повседневности называлась Никольской. В 1924 г. церковь была приспособлена для конторских служб.

В настоящее время церковь западной стороной примыкает к современному зданию, замыкающему угол улиц Куйбышева (быв. Сибирский пр.) и Хохрякова (быв. Тихвинская). Ее южный фасад расположен по красной линии улицы Куйбышева.

Напротив церкви высится здание бывшей 2-й женской гимназии.

Двухэтажное здание церкви, прямоугольное в плане, имеет пятигранную апсиду, ширина которой меньше ос­новного объема. Одинаковая композиционная схема южного и северного фасадов определена ритмично расположенными окнами и горизонтальными членениями поэтажных карнизов и подоконных тяг, охватывающими здание со всех сторон. Вертикальные членения образованы лопатками по углам и между окон основного объема.

Окна первого этажа имеют лучковые завершения, окна второго — арочные. Южный фасад отличается богатым декоративным убранством, дополняющим основные композиционные членения. Здесь лопатки на уровне первого этажа обработаны рустом, на уровне второго — каннелюрами. Карниз второго этажа дополнен аркатурой, а межэтажный пояс — профилированными контррельефами. Двери и окна первого этажа оформлены пилястрами и килевидными профилированными арочками.

Планировка этажей одинакова. По продольной оси размещены притвор, входной тамбур с лестницей, прямоугольный, вытянутый с запада на восток собственно храм и пятигранный алтарь.

Сохранились фрагменты и детали первоначального интерьера — лестница с ажурным ограждением в виде кованой решетки, угловая печь, облицованная кафелем с орнаментированным карнизом. Потолки помещений первого этажа оформлены тонкими филенками.

Стены помещений второго этажа завершены профилированным карнизом, потолки имеют филенчатую разделку, включающую лепные растительные орнаменты.

Постройка представляет памятник архитектуры Екатеринбурга последней трети XIX в., выполненный в формах эклектики.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург. Екатеринбург, 2007.
Made on
Tilda