ул. Мамина-Сибиряка, д. 187

Усадьба Э. Ф. Филитц

1896 г., архитектор Ю. О. Дютель
Большой усадебный комплекс включал здание пивоваренного завода, службы, лавку, хозяйственные дворы и сад. В настоящее время от усадьбы остался только полукаменный двухэтажный дом в «русском» стиле.

Дом Э.Ф. Филитц построен по проекту архитектора Ю.О. Дютеля. Занимает угловое положение на перекрестке улиц Мамина-Сибиряка (бывшей Водочной) и Энгельса (бывшей Малаховской). Поставлен с отступом от красной линии, по которой идет ограда.

Объемная композиция дома асимметрична и имеет ярко выраженный угловой акцент, подчеркнутый эркером с высокой шатровой кровлей. Асимметрия выражена также и расположением других крупных объемов и форм — еще одним эркером в южной части дома, выступом на северном фасаде и парадным крыльцом на южном.

Важную роль в композиции дома играет его силуэт — острый, динамичный, с затейливыми очертаниями различных по высоте кровель и навеса над парадным входом. По контрасту с простыми, массивными формами кирпичного первого этажа основному второму приданы более легкие пропорции, вертикальные членения и тонкого рисунка декоративное убранство.

Из двух уличных фасадов главным является западный, выходивший на улицу Мамина-Сибиряка, вдоль которой тянулась вся усадьба. Он фланкируется двумя эркерами разной формы. Прямоугольный угловой эркер имеет четыре окна, центральное из них — спаренное, объединенное общим резным наличником. Венчающая часть этого эркера служит вертикальной доминантой дома. Она образована сильно вынесенным резным карнизом на кронштейнах и островерхой кровлей, прорезанной выступами слуховых окон таких же остроугольных очертаний.

Композиция южного эркера двучастна: за основным граненым объемом возвышается еще один с двумя рядами небольших остроугольных проемов, выносом карниза и кровлей в форме усеченной пирамиды с орнаментальной решеткой поверху. На уровне второго этажа основную часть фасада занимают большие окна, украшенные резными наличниками.

Северный уличный фасад решен проще. Его членения опять-таки асимметричны: левое крыло образовано угловым эркером, правое — выступающим объемом на четыре окна.

Главным элементом западного фасада является парадный вход, оформленный высоким каменным крыльцом с лестничными маршами на две стороны. Над входом и верхней площадкой крыльца устроен навес в форме портика с треугольным фронтоном на резных столбах. В тимпан вписан растительный орнамент. Высокая парадная дверь, ведущая в помещения второго этажа, украшена филенками.

В фасадном убранстве дома применены как различные виды резьбы (пропильная, глухая), так и всевозможные декоративные элементы. Нижний каменный этаж отделен поясом с ребристой рельефной полосой и имеет простые обрамления окон. Основной декор сосредоточен на втором этаже. Здесь на фоне тесовой обшивки выделяются наличники с треугольными фронтонами, кронштейнами и столбиками.

Выше наличников проходит орнаментальный фриз из плетенки. Его перебивают крупные кронштейны, поддерживающие нависающий карниз с мелкой резьбой. Плетеночный орнамент входит и в рисунок наличников. Перечисленные украшения присутствуют на всех фасадах дома. Богатство их дополнено отделкой кровель эркеров под черепицу, коваными решетками.

Особенно интересна решетка ограды, разделенная кирпичными столбами. Ее рисунок с завитками, стилизованным растительным и геометрическим орнаментом. Верх решетки образован высокими копьями.

Планы этажей имеют сходные решения. Парадный вход через небольшой тамбур ведет непосредственно в помещения второго этажа. За тамбуром находится прихожая с лестницей вниз. Вдоль главного западного фасада три проходных помещения, центральное — парадный зал, из которого входы в комнаты с эркерами. Комната в южном эркере двусветная. Из другой комнаты с эркером имеется вход в коридор, вдоль которого расположены комнаты окнами на север.

План нижнего этажа в основном повторяет верхний, хотя и отличается по числу комнат и расположению входов. Из внутреннего убранства дома сохранились лишь роспись потолков и рельефные карнизы и плафон в помещении южного эркера. Росписи включают цветочный орнамент, виньетки и гирлянды вокруг плафона. Красочная гамма охристо-коричневая.

Образец полукаменного жилого дома Екатеринбурга конца XIX века в «русском» стиле.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda