ул. Ленина, д. 29б / 8 Марта, д. 6

Усадьба купца С. Е. Тупикова

1890-е гг., архитектор Ю.О. Дютель
Усадьба находится на углу улицы 8 Марта (бывшая Уктусская) и проспекта Ленина (бывший Главный проспект), у северо-восточной границы площади 1905 года (бывшей Кафедральной площади), и является составной частью исторически сложившегося ансамбля архитектурного центра города.

Усадебный комплекс начинался со строительства одноэтажного каменного дома, принадлежавшего Е.Г. Тупиковой, по проекту академика архитектуры Ю.О. Дютеля.

В 1896 году дом и обширный приусадебный участок купил И.И. Симанов — городской голова, купец 1-й гильдии. Над домом по его прошению был возведен второй этаж.

В 1897 году со стороны улицы 8 Марта (бывшей Уктусской) был построен каменный флигель и массивные пятичастные ворота, соединившие его с домом. Вторые парадные ворота с оградой были поставлены с южной стороны.

В период с 1898 по 1900 годы были построены магазин, два склада и службы, объединенные глухой кирпичной оградой.

В 1930 году в ходе строительства современного жилого дома была снесена ограда и часть служебных построек в юго-западном углу усадебного комплекса. В 1960 году снесено здание склада, поставленное внутри дворового участка усадьбы.

Усадьба занимает большой по площади земельный участок прямоугольной формы, протяженной стороной он вытянут вдоль улицы 8 Марта и занимает собой половину квартала. Постройки размещены на участке по периметру.

В состав усадьбы входят четыре сохранившихся кирпичных постройки: двухэтажные жилой дом и флигель, одноэтажные магазин и склад, объединенные оградой. Въезд в усадьбу осуществляется с улицы 8 Марта через массивные кирпичные ворота.

Жилой дом является главным элементом комплекса и занимает угловое положение в юго-восточной части усадьбы. С флигелем и воротами составляет единую композицию с использованием однотипных декоративных деталей, почерпнутых из стилистики барокко. В фасадных композициях магазина, ограды и склада использованы декоративные детали, выполненные открытой кирпичной кладкой.

Один из крупных купеческих особняков в стиле эклектики, сохранивший убранство ряда помещений. Компактный, почти квадратный в плане объем незначительно усложнен с северо-западного угла одноэтажной пристройкой с тамбуром хозяйственного входа. Фасады здания, отличаясь по структуре, композиционно равнозначны и, кроме северного, симметричны.

За исключением северного, остальные фасады получили одинаково нарядную обработку с тонкими по исполнению лепными деталями.

Архитектурная разработка парадных этажей, возвышающихся на рустованном цоколе с энергично подчеркнутой пластикой, основана на применении ордерных форм: колонн, пилястр, аттиков. Небольшие выгнутые фронтоны на углах здания, карнизы с частыми креповками, архивольты с замковыми камнями — все это придает облику здания торжественную напряженность, напоминающую барокко.

Трехчастная структура западного и восточного фасадов формируется тремя слабо развитыми ризалитами (центральным трехосным и боковыми одноосными), увенчанными фигурными фронтонами, соединенными между собой парапетной оградой с балясинами. Углы всех ризалитов в первом этаже, а центральных и во втором (за исключением южного фасада), покрыты ленточным рустом, так же оформлены выступающие углы южного фасада.

На втором этаже по углам ризалитов поставлены пилястры ионического ордера, каннелированные в нижней трети и кончающиеся капителями на одном уровне с надоконными полками. Постаменты пилястр опираются на междуэтажный пояс. Средняя ось этих фасадов отмечена расположением входов.

С восточной стороны парадный вход с трехступенчатым крыльцом, сложенным из гранитных плит, фланкирован полуколонками ионического ордера. Над входным проемом устроен двускатный навес-козырек на кованых узорных кронштейнах с расположенным выше небольшим полуциркульным окном. Во втором этаже расположено высокое окно с арочным завершением, оно фланкировано рустованными выступами, каждый из них с оконным проемом.

В боковых ризалитах в первом этаже поставлены высокие прямоугольные окна с наличниками в виде ионических полуколонок с антаблементами и полукруглым сандриками. На втором этаже окна украшены плоскими наличниками с небольшими ушами и сандриком, полочкой с консольками и балюстрадами под окнами.

Членения и пластика восточного фасада повторяется на западном. С западного дворового фасада заложенный вход в ризалите фланкируют два подобных ему по высоте и по форме оконных проема с арочными завершениями. Вместе они создают вид аркады. Подобная аркатура из трех окон в первом этаже имеется в ризалите южного фасада. Основу композиции симметричного южного фасада в семь осей составляет центральный ризалит с фигурным фронтончиком. Его убранство строится на использовании тех же элементов декора, что и на остальных фасадах.

Общность формы и ритма оконных проемов подчеркнута одинаковыми для фасадов мотивами декора — наличниками, поясами, карнизами, подоконными тягами.

По вертикали фасады членятся междуэтажным фризом и профильным карнизом на кронштейнах. Над каждым окном на фризе помещен картуш с цветочной гирляндой. Подобный фриз и карниз с другим рисунком лепнины завершает фасадные плоскости.

В доме два входа: один парадный со стороны улицы 8 Марта, другой хозяйственный, через пристройку со стороны северного фасада.

Внутренняя планировка всех этажей имеет сходное решение и строится на периметральном расположении помещений с распределительным помещением в центре.

Вокруг центрального зала, примыкающего к западному фасаду, группируются все комнаты. В него же направлен вход из лестничной клетки, осуществляющей связь между 1-м и 2-м этажами. Вход в здание по оси главного фасада ведет в лестничную клетку. Дворовый выход осуществлялся из зала-гостиной первого этажа. Связь с подвалом осуществляется посредством лестницы в северной кирпичной пристройке.

Барочный стиль оформления выявлен в интерьерах помещений. Лестница с мраморными ступенями имеет узорное кованое ограждение. Украшением гостиной являются две угловые печи, облицованные кафельной плиткой с рельефным орнаментом в венчающей части. Подобные печи находятся в двух смежных комнатах, южнее гостиной.

В юго-восточной угловой комнате сохранился мраморный камин, также решенный в барочных формах (витые колонны, фигурный фронтон, растительный орнамент). Во всех комнатах 1-го этажа сохранилась богатая лепнина потолков, отличающаяся разнообразием растительных орнаментов и филигранностью исполнения, а также паркетные полы с геометрическим рисунком. Особенно эффектно убранство парадного зала.

Флигель — двухэтажное кирпичное, оштукатуренное, с полуподвалом здание, расположен в средней части восточной границы комплекса между жилым домом и магазином. Соединен с ними кирпичными воротами и оградой.

Главным фасадом обращен на улицу 8 Марта и вместе с остальными усадебными постройками образует единый фасадный фронт. Прямоугольный в плане объем, усложненный с юго-восточного угла эркером и с западной стороны пристройкой хозяйственного входа, развит вглубь приусадебного участка.

Асимметричная композиция главного фасада выглядит живописно благодаря эркеру входной группы, решенному в духе древнерусского рундука, с арочными проемами на три стороны в первом ярусе и тремя арочными проемами во втором.

Проемы обоих ярусов оформлены профилированными архивольтами, соединенными между собой многопрофильными тягами. Углы с подоконными нишами украшены фигурными ширинками. Завершает эркер многопрофильный карниз с аттиковым фигурным фронтоном.

В простенках между архивольтами вписано четыре круглых окна с профильными кольцевыми наличниками. В декоративном оформлении главного фасада большую роль выполняют многопрофильный карниз и ритм оконных проемов с лучковыми перемычками на втором этаже. Они имеют барочное фигурное обрамление, подобное жилому дому, и подоконные профильные ширинки.

Центральная ось фасада акцентирована аттиковым фигурным фронтончиком, аналогичным завершению эркера. Фронтончик связан с угловыми парапетными столбиками и аттиком эркера металлической узорной решеткой.

Первоначальная внутренняя планировка помещений этажей представляла проходные комнаты. К гостиной, находящейся в юго-восточном углу первого этажа, примыкает входное помещение и три комнаты.

В 1920 году этот принцип был нарушен разбивкой планировки на семь отдельных квартир. Во всех помещениях верхняя часть стен и потолки проработаны тягами.

Магазин — одноэтажное кирпичное здание 1896 года в формах эклектики. В 1900 году с западной стороны к нему была сделана двухэтажная пристройка. В результате квадратное в плане здание приобрело форму вытянутого прямоугольника.

Композиция главного фасада имеет четкую симметричную схему членения. Гладкое поле фасада с низким цоколем ритмично членится рельефно выступающими рустованными лопатками, а простенки между ними целиком заполняют три высоких окна с лучковой перемычкой.

Окна оформлены филенчатыми наличниками и лучковыми профилированными сандриками и лежачими подоконными нишками. Декор выполнен в лицевой кирпичной кладке.

Венчающая часть фасада включает пояс-фриз, многопрофильный карниз-полочку с двумя рядами сухариков и аттиковый фронтон с парапетными столбиками над центром фасада. Декор выполнен из лекального кирпича.

Лишенные наличников окна на южном фасаде расположены неравномерно и отражают внутреннюю структуру здания. Глухие стены западного и северного фасадов лишены декора, если не считать междуэтажных тяг и карниза.

В доме имеется четыре входа со стороны южного фасада. Внутреннее пространство магазина поделено поперечными перегородками на три разновеликих смежных помещения.

Планировка второго этажа строится по аналогии с первым. Убранство всех интерьеров носит современный характер.

Склад — одноэтажное кирпичное здание, занимает угловое положение в северо-западной части усадьбы. Протяженным фасадом вытянут вдоль ее западной границы, проходящей по дворовому участку современного жилого дома. Глухим торцевым фасадом выходит во двор и вместе с примыкающими к нему хозяйственными постройками и магазином формирует северную границу комплекса.

Конфигурация плана здания имеет форму вытянутого прямоугольника. Композиция западного и восточного фасадов имеет симметричное решение.

Центральная часть с заложенным сквозным проходом выделена высоким рамочным наличником из лекального кирпича. Протяженные крылья фасадов ритмично членятся лопатками с сокращением интервалов от краев к центру. Вписанные между ними высокие окна активно поддерживают ритмичность членений.

Окна оформлены наличниками ступенчатого профиля с завершениями бровками и карнизной тягой с сухариками. Окна имеют лучковые наличники. Дополняют убранство фасадов ширинки над и под оконными проемами и пояски с сухариками. Венчает фасад высокий многопрофильный карниз.

Планировка участка утрачена.

Каменные ворота имеют проем в форме коробовой арки. Столбы устоев ворот отделаны «под руст». Над аркой имеется клинчатая кладка и имитация клинчатого камня. По центральной оси ворот водружен фронтон. Створки ворот имеют филенчатый рельеф.

Ансамбль является ярким образцом уральских купеческих усадеб конца XIX века, в архитектуре которого использованы формы барокко и «кирпичного» стиля.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda