ул. Белинского, д. 15

Библиотека им. В. Г. Белинского

1950-е гг.
Библиотека была основана в Екатеринбурге в 1899 году и долгое время размещалась в здании по улице Карла Либкнехта, 8, построенном для нее в 1916 году. В связи с ростом фондов и посетителей библиотеки в 1930-х годах возникла необходимость в новом просторном здании, но осуществить задуманное помешала война.

Новое здание для библиотеки выстроили к юго-востоку от центрального ядра города, в квартале, ограниченном улицами Белинского, Малышева, Красноармейская, Энгельса. Проект разработан на основе эскизного проекта Г.В. Севана, выполненного в московской архитектурной школе-мастерской академика архитектуры И.В. Жолтовского.

Здание библиотеки представляет собой каменный трехэтажный объем, фасады и интерьеры которого выдержаны в стиле советской «неоклассики» 1950-х годов. Здание расположено с небольшим отступом от красной линии. Линию фасада продолжает ограда с въездными воротами, симметрично расположенными с двух сторон.

П-образное в плане здание развивается в глубину квартала. Объединяющими элементами фасадов в их композиционном решении являются горизонтальные членения. Главный фасад симметричен. Ось симметрии подчеркнута стилизованными пилястрами коринфского ордера, положением парадного входа с профилированным порталом, широким крыльцом и ступенчатым аттиком над карнизом с символическим рельефом в тимпане.

Большие окна прямоугольной формы расположены на главном фасаде между пилястрами. Плоскость стены между окнами второго и третьего этажей заполнена овальными нишами с бюстами великих русских писателей.

Завершают фасад профилированный карниз и фриз, включающий в себя надпись металлическими буквами на всю ширину фасада: «Государственная публичная библиотека им. В.Г. Белинского». Южный и северный боковые фасады имеют эркеры лестничного марша, с вытянутыми прямоугольными окнами. Боковые фасады сохраняют линии цоколя, профилей фриза и карниза главного фасада.

В планировочной схеме здания сохраняется выделение центрального объема и боковых крыльев, выраженное в симметричной композиции двусветных залов и боковым положением главных двухмаршевых лестниц, объединяющих этажи.

Здание является уникальным образцом культурно-просветительного сооружения в формах советской «неоклассики».

Источник:

Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda