Кузнечно-прессовый цех Уралмашзавода

1933 г., архитекторы И.И. Робачевский, E.С. Балакшина, М.В. Рейшер, Н.С. Стадлер
Авторы проекта — архитекторы И.И. Робачевский, E.С. Балакшина, М.В. Рейшер, Н.С. Стадлер. Цех строился по заказу НКТП СССР рабочими и мастерами Уралмашстроя. Кузнечно-прессовый цех входил в состав группы цехов термической и механической обработки деталей.

Производственный корпус кузнечно-прессового цеха расположен на восточной стороне главного коридора Уралмашзавода, в дальнем конце его застройки.

Западным торцевым фасадом цех выходит на красную линию коридора, продольными — северным и южным — обращен к стоящим в ряду прочим цехам, восточный фасад выходит на транспортный коридор, проходящий параллельно главному.

Объем цеха представляет собой крупное одноэтажное шестипролетное здание, прямоугольное, с вытянутым северо-западным углом в плане, усложненное с севера и юга многочисленными пристройками бытовых помещений.

Западный главный фасад, выходящий на центральный коридор завода, имеет трое ворот, чередующихся с крупными квадратными окнами. Выше их на плоскости фасада устроено многоярусное сплошное остекление. Завершен фасад двускатным асимметричным ступенчатым парапетом.

Восточный торцевой фасад на нижнем уровне прорезан пятью воротами, чередующимися с крупными прямоугольными окнами. На верхнем ярусе фасад прорезан ступенчатым участком сплошного остекления, повышающегося к центральному пролету.

Фасад тоже имеет двускатный профиль кровли, но, в отличие от западного, большей ширины. Фасад завершен в центре выступом торцевой стенки фонаря.

Южный и северный продольные фасады за счет многочисленных пристроев имеют многоуровневые изрезанные плоскости. Фасады расчленены метрическими рядами прямоугольных оконных проемов, отличающихся размерами на различных участках.

На верхних уровнях часто использовано ленточное остекление. Завершено здание цеха двухскатной ступенчатой крышей, оборудованной световыми и аэрационными фонарями различных типов.

Внутренняя планировка здания многопролетного типа. Основные транспортные въезды устроены по осям основных пролетов с западного и восточного фасадов.

Все пространство цеха разделено сеткой металлических колонн на шесть пролетов различной ширины, оборудованных мостовыми кранами.

Образец крупных производственных зданий периода первых советских пятилеток, прообраз современных цехов в формах функциональной архитектуры XX века.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda