ул. Ленина, д. 71 / ул. Первомайская, д. 44 / ул. Кузнечная, д. 73

Комплекс Штаба Урал ВО

1930-е гг., архитекторы А.И. Вилесов, А.В. Десятков, Д.Н. Козяев, Н.Г. Нейфельд.
Комплекс построен по заказу Уральского Военного округа для его командного состава. Проект разработан в архитектурно-проектной мастерской № 1 Свердлгорсовета авторским коллективом архитекторов (А.Й. Вилесов, А.В. Десятков, Д.Н. Козяев, Н.Г. Нейфельд) под руководством A.M. Дукельского. В его композиции нашли отражение теоретические и практические разработки новой структуры квартала в советской архитектуре 1930-х годов (многофункциональность с активным использованием внутриквартального пространства, ансамблевость).

Комплекс расположен в центре города, на прямоугольном в плане участке между проспектом Ленина, улицами Сони Морозовой, Первомайской и Бажова, в окружении современной ему застройки, рядом с «Городком чекистов». Решен в виде квартала полифункционального назначения. К главной городской магистрали — проспекту Ленина — обращен зданием Штаба, которое является одним из основных градостроительных акцентов проспекта.

В состав комплекса входят: здание Штаба УралВО и столовой, два жилых дома, здание спортивного клуба, связанные композиционно и функционально. Композиционным центром комплекса является здание Штаба, возведенное в подчеркнуто крупном масштабе. Оно П-образное, объединено с двухэтажным зданием столовой переходами и образует с ними замкнутую прямоугольную композицию с внутренним двором в центре. Здание Штаба смещено от красной линии улицы в глубину квартала. В композиции комплекса играет роль доминанты, располагается по его оси. Занимает южную часть квартала.

Перед главным фасадом разбит сквер с оградой из чугунных цепей, укрепленных на невысоких чугунных столбиках. Представляет собой четырехэтажное П-образное здание с сильно выступающим портиком на главном фасаде.

Использованные в оформлении уличных фасадов здания Штаба центрально-осевые композиции и монументальные крупномасштабные формы придают представительность его облику.

Фасады украшают дорические портики на высоких рустованных цоколях в виде арок из грубо сколотых брусьев гранита. Композиционным центром главного фасада является ризалит с сильно выступающим шестиколонным портиком, опирающимся на аркаду, завершенный тяжелым фронтоном типа аттика с бетонным рельефом на тему вооружения Красной армии (выполненный по эскизу A.M. Дукельского). Боковые фасады обращены к улицам Сони Морозовой и Бажова. Они фланкируются двухколонными портиками, опирающимися на арки. Оконные проемы уличных фасадов 1-го этажа имеют наличники с замковыми камнями. Окна 3-го этажа украшены прерывающимися наличниками с объемными сандриками и замковыми камнями.

Фасады завершаются многопрофильным карнизом сильного выноса. Отделка фасадов выполнена красноватой камневидной штукатуркой вверху и розовым челябинским гранитом в цоколе. Здание имеет один центральный вход и два с боковых фасадов. Поэтажные планы здания решены по коридорному типу с включением зальных помещений. Главный фасад здания столовой обращен к западному въезду. Имеет боковые ризалиты. В центре — вход, балкон во 2-м этаже, круглые слуховые окна. Центральная часть здания повышена в виде фронтона. Другие фасады и стены переходов гладкие. Все фасады оштукатурены и покрашены. Горизонтальные тяги, карнизы и лепные украшения окон переходов выделены белым цветом.

От здания Штаба прослеживается развитие композиции комплекса в четырех- и пятиэтажных Г-образных жилых домах, размещенных по периметру квартала.

К противоположной от Штаба стороне квартала динамика композиции затухает. Двухэтажное прямоугольное в плане здание спортивного клуба делит внутреннее пространство квартала на двор с обширной спортивной площадкой и проезжую часть.

Двор открыт к улице Первомайской, через его пространство хорошо просматриваются главный фасад спортивного клуба и дворовые фасады жилых домов. Таким образом, комплекс состоит из обособленных официальной и жилой зон, сочетание которых увеличивают его комфорт.

Представляет собой образец полифункционального градостроительного комплекса периода поисков в советской архитектуре новой структуры квартала. Сочетает черты архитектуры 1930-х годов с художественно-композиционными приемами классицизма.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda