Комплекс зданий Ново-Тихвинского монастыря

к. XVIII-XIX вв.
Ново-Тихвинский монастырь возник из женской общины (богадельни) существовавшей при кладбищенской Успенской церкви с 1796 года. Организацией общины, а затем и монастыря занималась Т.А. Костромина (игуменья Таисия).

Указом правительства и Святейшего Синода от 31 декабря 1809 года община была преобразована в монастырь третьего класса. После ходатайств в Синод игуменьи и Пермского епископа 12 мая 1822 года последовал императорский указ о новом статусе монастыря. Император Александр I утвердил преобразование обители в «Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий первого класса монастырь, что в Екатеринбурге». Характер деятельности новой обители отличался от изолированного образа жизни древних монастырей. Ново-Тихвинский монастырь влиял на общественную и культурную жизнь города. В качестве одной из важнейших целей основания обители фигурировала задача организации училища и богадельни, где могли бы найти приют оставшиеся одинокими пожилые женщины.

Ново-Тихвинский женский монастырь находится на юго-западе исторической зоны Екатеринбурга.

Комплекс монастырских зданий являлся композиционным ядром обширного квартала, ограниченного улицами 8 Марта (бывшая Уктусская), Шейнкмана (бывшая Коковинская), Народной Воли (бывшая Монастырская) и Большакова (бывшая Болотная).

К началу XX века вокруг площади Щепной сгруппировались здания благотворительных и учебных заведений: Епархиальное женское училище, Мужское духовное училище, Нуровский приют, Вторая женская гимназия. От Святых ворот главного корпуса монастыря начинался Александро-Невский проспект (ныне улица Декабристов).

В границах монастырской территории на проспект были обращены фасады богадельни, старого здания женского духовного училища, дома для монастырских священников. Место пересечения проспекта с Уктусской улицей фиксировал объем часовни Странноприимного дома (гостиницы).

Церкви занимали важнейшие планировочные узлы комплекса: Введенская и стоявшая на оси с ней Успенская церкви фиксировали центральную ось с востока на запад, Скорбященская и Феодосиевская — углы центрального келейного корпуса. Возведенный на территории монастыря Александро-Невский собор стал крупнейшим храмом Екатеринбурга. Окруженные каменной стеной с башнями шесть монастырских храмов, келейные и хозяйственные корпуса обогащали архитектурный ансамбль города.

Три домовых храма главного келейного корпуса обители (Феодосьевская, Введенская и Скорбященская церкви) оформляли восточный монастырский фасад. Центральная и самая высокая из них Введенская надвратная церковь эффектно открывалась в перспективе Александро-Невского проспекта.

Застройка территории монастыря складывалась постепенно на протяжении XIX века. Утвержденный в 1822 году императорским указом проект сохранял за Успенской церковью центральное местоположение. От города церковь должен был отделять П-образный в плане келейный корпус. Сформулированная в проекте идея объединения двух жилых зданий, стоящих на углах участка, в единый блок, постановка небольших ворот с колокольнями на осях сходящихся под прямым углом улиц стала основой дальнейшего развития архитектурной композиции монастыря.

В соответствии с планами дальнейшего развития ансамбля к 1826 году на углах П-образного в плане келейного корпуса появились домовые церкви: на юге — Феодосьевская, на севере — Скорбященская. К этому же времени относится и появление монастырской трапезной и флигеля с больничными кельями.

Пристроенный к западной стене Скорбященской церкви одноэтажный трапезный корпус заменил собой участок каменной ограды и включил в свой объем северные Святые ворота. Одновременно к западной торцевой стене трапезной пристраивается больничный флигель.

Возможно, при участии архитектора М.П. Малахова в 1830-е года в характер застройки монастыря были внесены существенные изменения. Остается предполагать, что новый проект монастыря, утвержденный правительством в 1832 году, на ином качественном уровне развивал градостроительные принципы первоначального композиционного решения. В 1835-1860 года восточные Святые ворота перестраивают и возводят над ними более монументальную надвратную церковь.

Новая Введенская церковь закрыла собой прежде главенствующую в пространстве монастыря Успенскую церковь, а архитектура меньших по сравнению с ней Скорбященской и Феодосьевской церквей в основных своих параметрах стала соответствовать друг другу.

Значение вертикалей этих трех храмов усилилось: они украсили панораму монастырского комплекса, открывающуюся при взгляде на него с Александро-Невского проспекта и с проходившей невдалеке дороги из Екатеринбурга в Уктусский и Нижне-Исетский поселки (ныне улица 8 Марта).

В 1832 году принимается решение о разборке Александро-Невской церкви и строительстве на ее месте Александро-Невского собора. Освященный в 1854 году Александро-Невский собор значительно превосходил по абсолютным размерам и высоте другие здания монастыря и становился доминантой всей юго-западной части города. Собор возвышается к северу от основного комплекса монастырских построек.

Своим северным фасадом здание завершает перспективу Успенской улицы (улица Вайнера). После закрытия храма в 1935 году в здании неоднократно производились перестройки, связанные с приспособление его под склад и краеведческий музей. Единое храмовое пространство было разделено на этажи железобетонными перекрытиями, заложено несколько оконных проемов и прорублены новые. Изменена конфигурация крылец, уменьшена высота шпиля над колокольней.

Александро-Невский собор — памятник архитектуры первой половины XIX века. Храм построен в стиле позднего классицизма. Одной из причин строительства собора стало мемориальное назначение будущего храма. Его сдержанный и монументальный облик отвечает цели возведения собора.

Местоположение постройки на холме, хорошо видном из многих точек города, соответствовало задаче быть пьедесталом для монументального сооружения.

Авторство над Александро-Невским собором большинством исследователей по традиции приписывается М.П. Малахову. Действительно, составленные в 1836 году архитектором Уральского горного правления М.П. Малаховым проект и смета к нему были поданы на рассмотрение комиссии Совета путей сообщения и публичных зданий, но оказались отвергнуты столичными чиновниками.

Взамен петербургская «Комиссия проектов и смет» предложила свой вариант храма, выполненный в архитектурных формах позднего классицизма. Работа входивших в состав «Комиссии проектов и смет» архитекторов носила коллективный характер, по этой причине авторство над проектом допустимо одновременно приписать И. Шарлеманю, Д. Висконти I и Д. Висконти II.

Можно предположить, что план собора остался прежним, выполненным Малаховым, а замечания комиссии относились только к фасадам, которые следовало решить «в лучшем вкусе».

Сама классическая архитектура собора, его ясная строгая композиция, торжественный и мужественный строй монументальных форм должны были обеспечить ему облик памятника в полном смысле этого слова.

Кубический объем собора венчают пять глав. В основу плана собора положен равноконечный греческий крест.

Четыре массивных опоры членят внутреннее пространство храма и несут подпружные арки барабана центрального купола. Боковые главы находятся над угловыми ячейками северного и южного приделов. Наряду с куполами собор перекрыт обычными для классицизма цилиндрическими сводами. Как и в большинстве культовых построек классицизма, наружные стены храма прорезают немногочисленные оконные проемы, и пространство собора в значительной степени освещалось за счет окон в барабанах пятиглавия.

Простоте и четкости плана Александро-Невского собора отвечает классическая ясность архитектурного убранства фасадов. Основной кубический объем здания, гладь его южной и северной стен удачно расчленены изящными шестиколонными портиками коринфского ордера с модульонами в карнизах. Портики увенчаны безупречных пропорций фронтонами.

Примыкающая с запада к зданию собора стройная колокольня состоит из трех ярусов и имеет вид четырехугольного столба, убывающего в объеме по мере своего возвышения. Количество декоративных элементов на фасадах сведено к минимуму. Сочетанием безукоризненных пропорций целого и деталей получен высокий художественный результат.

Крупнейшее церковное здание Екатеринбурга, собор в праздничные дни вмещал до 6000 человек.

Интерьер церкви неоднократно подвергался переделкам. Первоначально оформление интерьера отличалось предельной простотой. Внутри собора стены были окрашены светло-голубой клеевой краской, «с очень скромным рисунком по карнизам». Полы были деревянными и окрашены масляными белилами.

К 100-летию монастыря в 1909 году пол центральной части храма покрыли чугунными плитами, а стены расписали клеевыми красками монастырские мастерицы. В соответствии с художественными традициями XIX века настенная живопись собора выполнена в суховатой академической манере, формально близкой классицизму, но утерявшей свой героический пафос.

Новые однорядные иконостасы классического рисунка заменили прежние, скромные алтарные преграды.

В центральном иконостасе колонны коринфского ордера поддерживали сень, более напоминавшую парковую беседку, колонны ионического и коринфского ордеров обрамляли киоты.

Иконостасы не обладали тектоничностью классических образцов, формы их были огрублены, а резной золоченый декор эклектичен.

Успенская церковь построена в 1778-1782 годы на средства купца И.И. Хлепетина. Образец культового здания позднего барокко, церковь перестраивалась и неоднократно расширялась за счет пристроек. В 1783-1784 годах к южной стене добавили придел в честь иконы Тихвинской Божьей Матери.

В 1809 году церковь перешла во владение вновь образованного Ново-Тихвинского монастыря. В 1810-1820 годах архитектор М.П. Малахов заменил барочные формы церкви классицистическими.

В 1822 году с запада к церкви пристроили кельи для настоятельницы и двух схимниц. В 1863 году к этим пристройкам добавили второй этаж для размещения библиотеки и архива. В результате двухъярусный объем храма окружили пристройки с фасадным декором русско-византийского стиля. В XX веке приспособленный под нужды госпиталя памятник утратил купол, два верхних яруса колокольни и шпиль.

Объемно-пространственная композиция здания развивается в двух уровнях. В центре возвышается первоначальный храмовый объем, трапезная и нижние ярусы колокольни. Эти объемы окружены с севера и юга одноэтажными приделами, с запада — пристройкой для монастырского архива и библиотеки.

Планировка здания подчинена единой продольной оси симметрии заданной первоначальной композицией Успенской церкви.

Восточная сторона алтаря состоит из полукружий трех апсид. Далее следует двухъярусный храмовый четверик и трапезная с приделами по сторонам. Развитие осевой композиции завершает колокольня с обстройкой по трем сторонам.

До появления пристроек алтарь имел одну полукруглую апсиду с прямоугольными выступами по боковым сторонам. Северный и южный вход в храм оформляли портики с колоннами тосканского ордера. Охватывающий все здание карниз делил на два яруса храмовый четверик. Храм венчал купол на барабане. Простенки барабана украшали полуколонны ионического ордера. Небольшая одноэтажная трапезная отделяла храмовую часть от колокольни. Своей высотой колокольня намного превосходила храм.

Ее вертикальная композиция состояла из четырех ярусов, завершавшихся куполом с высоким шпилем. Углы ярусов храма и колокольни закрепляли лопатки. Все окна на фасадах имели простое профилированное обрамление. Фасады поздних пристроек декорированы профильными карнизами и тягами, филенчатыми лопатками. Оконные и дверные проемы оформлены килевидными арками.

В интерьерах Успенской церкви сохранились сводчатые перекрытия, паруса, опорное кольцо купола, а также арка, соединяющая храм с трапезной, арочные оконные проемы, распалубки над окнами алтарной части. В пристройках второй половины XIX века фрагментарно сохранились профилированные карнизные тяги, филенчатые лопатки, завершения дверных проемов в виде килевидных арок.

Из всех монастырских построек, появившихся на территории Ново-Тихвинского монастыря во второй половине XIX — начале XX веков, наибольший интерес и художественную ценность представляет Всесвятская церковь — редкий для архитектуры Екатеринбурга образец византийского стиля.

Здание построено в 1900 году на средства купца М.И. Иванова в центре монастырской территории, к западу от Успенской церкви.

К западному фасаду храма в это же время была пристроена больница. Этот купольный храм, выстроенный на фундаментах разобранной Всесвятской часовни, унаследовал от нее тип объемной композиции — триконх.

По объемно-пространственной композиции церковь можно отнести к типу крестово-купольных храмов с обнаженным крестом. Кубический храмовый четверик увенчан двенадцатигранной ротондой со сферическим куполом.

Примыкающие с востока, севера и юга ветви креста, пятигранники с неравными сторонами, перекрыты гранеными конхами.

Прямоугольная в плане западная ветвь креста перекрыта двускатной кровлей. К объему западной ветви креста (притвору) примыкает двухэтажный переход, соединяющий церковь со зданием больницы. В северной стене перехода устроена дверь, ведущая с улицы в храм.

Фасады церкви выполнены из красного лицевого кирпича. Цоколь облицован блоками серого гранита. Металлическая кровля в начале XX века была окрашена в зеленый цвет (малахит). Купол венчали золоченые храмовые кресты на пьедесталах. Фасадный декор церкви сдержан и восходит к византийским прототипам. С помощью фигурной кладки на глади стен создан лаконичный орнамент карнизов, тяг и наличников. Центр северного и южного фасада выделен полуциркульным окном, разделенным на три части вертикальными перемычками.

Оконные проемы заглублены в арочную нишу. Их обрамляют четвертные и полуколонны с «кубоватыми» капителями и архивольты с сухариками.

По низу подоконников выложен узор в виде зубчатого поребрика. На восточной грани апсиды помещена арочная ниша для храмовой иконы. Одинарные арочные окна, увенчанные кокошниками, освящают помещения алтаря и притвора.

Горизонтальные членения: цоколь, подоконная тяга, фриз из бегунцов и поребриков, карниз с сухариками — соединяют объемы постройки в единое целое.

Поднимающиеся над уровнем карниза углы храмового четверика выделены приземистыми колоннами с кубоватыми капителями. Колонны этого же романско-византийского стиля попарно приставлены к 12 простенкам ротонды. Опирающиеся на колонны архивольты декорированы ребрами, имитирующими византийскую полосатую кладку. Карниз ротонды, следуя ритму архивольт, имеет волнообразный силуэт.

Интерьер представляет собой единое пространство. Купол посредством парусов опирается на стены, образующие в плане форму равностороннего («греческого») креста. Опирающиеся на стены цилиндрические своды, завершающиеся гранеными конхами по торцам, окружают купол с четырех сторон.

Всесвятская церковь Ново-Тихвинского монастыря — памятник архитектуры, относящийся к образцам так называемого «кирпичного» стиля.

Здание с планом в виде равноконечного креста — единственная центрическая постройка среди храмов города.

Церковь отличается компактностью, сдержанностью в разработке фасадного убранства и немалой долей художественного вкуса. Решенное в «византийском» стиле, это сооружение в стилистическом отношении не связанно с другими зданиями монастыря, но в известной степени обогащает монастырский ансамбль.

Здание больницы и богадельни размещено в центре монастырского участка, на одной оси с Всесвятской церковью. Эти две одновременные постройки соединены двухэтажным теплым переходом. Двухэтажное красно-кирпичное здание — параллелепипед с ризалитами в центре северной и западной сторон.

К северному ризалиту пристроен одноэтажный входной тамбур. Междуэтажный и верхний карнизы составляют горизонтальные членения постройки. Рисунок нижнего карниза набран из полочек и поребриков.

Верхний, главный карниз состоит из полочек, бегунцов и кронштейнов в виде сухариков. Центр главного (северного) фасада выделен ризалитом, завершенным полукруглым фронтоном.

Ризалит оформляет двойное так называемое венецианское окно с колонной посередине. Венчающие окна ребристые архивольты решены наподобие кокошников. Кокошники перекрывает общая арка с розеткой. Пилоны ризалита украшают ширинки и ступенчатые зубцы. По сторонам от ризалита плоскость стены прорезают по четыре окна на каждом этаже. Окна первого этажа — лучковые, не имеют наличников. Арочные окна второго этажа декорированы кокошниками и подоконным карнизом со ступенчатыми зубцами. Композиция южного фасада аналогична северному, но не имеет ризалита. Западный, узкий фасад имеет в центре ризалит, подобный ризалиту северного фасада.

В основе планировки больницы положена схема с коридором, проходящим по продольной оси здания, и больничными палатами по сторонам.

По середине северной стороны размещена лестничная клетка с коваными ограждениями. Коридоры и лестница перекрыты коробовыми сводами.

Историческая планировка памятника претерпела изменения. Подвальные помещения здания перекрыты сводами и имеют планировку, подобную верхним этажам.

Здание построено в характерном для второй половины XIX века «кирпичном» стиле, развивавшемся в границах эстетики историзма и эклектики. Декор фасадов одинаков с Всесвятской церковью и выполнен в комбинации декоративных форм византийского и русского стилей.

В 1921-1930 годах монастырь и храмы монастыря были закрыты и переданы военному округу. В 1930-е года здания обители пытались приспособить под Дом Красной Армии. Для этого разрушили главы всех трех церквей комплекса. Снесли колокольню над трапезной.

Уничтоженные церковные купола заменили восьмигранными башнями с завершением на манер крепостных бойниц. Над карнизами вдоль всего фасада установили зубчатый парапет.

Из всей этой декорации к 1940-м годам сохранилась только башня над Введенской церковью.

В 1940-е года в зданиях бывшего монастыря разместился военный госпиталь. На территории ансамбля появилось несколько крупных жилых зданий и построек.

Приспособление в послевоенныегоды правого крыла келейного корпуса под клуб нанесло зданию наибольший ущерб. Объем Скорбященской церкви в этот период утратил алтарную апсиду: ее заменил грузный портик с массивными квадратными столбами. Существенные изменения претерпел фасад самого правого крыла.

В период 1960—1990-х годов в храме размещалась экспозиция Краеведческого музея. В 1990 году здание собора передано Православной церкви в храме ведутся исследовательские и реставрационные работы. С 1974 года комплекс зданий монастыря объявлен памятником архитектуры XIX века и взят под государственную охрану. С 1991 года здания монастыря поэтапно передаются Церкви.

Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря занимает выдающееся место не только среди памятников церковного зодчества Урала, но и является уникальным памятником русского зодчества вообще. Уникальность Ново-Тихвинского монастыря как памятника прежде всего в том, что он был крупнейшим из основанных в начале XIX века русских монастырей, архитектурный ансамбль которого полностью спроектирован и выстроен в традициях классицизма.

При этом в характере архитектуры монастырского комплекса отразились достижения и традиции не только классицизма, но и предшествующих ему периодов.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda