ул. Ленина, д. 46а

Здание Оперного театра

1912 г., К. Т. Янковский, К. Т. Бабыкин
На строительство театра был объявлен Всероссийский архитектурный конкурс в 1903 году. Победу одержал проект под девизом «Светлана», принадлежавший гражданскому инженеру В.Н. Семенову из Санкт-Петербурга. Для строительства театра была отведена одна из площадей Екатеринбурга, раскрывавшаяся на Главный проспект (ныне проспект Ленина), — Дровяная.

К концу XIX века первоначальное торговое назначение площади отмирает. В 1896 году на ней был возведен деревянный цирк, в котором давались не только цирковые представления, но и театральные спектакли, а в начале XX века и сеансы кинематографа. Тем самым площадь обретала черты городского зрелищного центра.

В условиях конкурса были определены традиционное положение театра на площади с ориентацией его главного фасада на проспект.

В проекте В.Н. Семенова были учтены новшества, которые к этому времени появились в архитектуре театров, наиболее ярко представленные в театральных зданиях Вены и Одессы. По стилевым формам проект В.Н. Семенова относился к модерну.

К строительству театра приступили только в 1910 году. Была создана специальная строительная комиссия, в состав которой вошли инженер К.Т. Бабыкин, городской архитектор И.К. Янковский, инженер Т. Реммельт, автор скульптуры и скульптурного декора Д. Вейберт. К.Т. Бабыкину и И.К. Янковскому принадлежало оформление интерьеров театра.

В результате комиссия пошла по пути изменения конкурсного проекта. К.Т. Бабыкин и Т. Реммельт предложили новую композицию фасадов, более зрелищную и парадную, насыщенную лепным декором и скульптурой.

Конфигурация плана и объем театра, заглубленный по отношению к линии проспекта, характеризуются сложностью форм. Объем усложнен ризалитами лестничных клеток на восточном и западном боковых фасадах и высокой сценической коробкой.

В основе плана лежат закругленный зрительный зал и огибающее его фойе, получившее выражение в фасадном решении.

Скругление объема на северном главном фасаде перебивается фронтальной композицией его центральной части с главными входами, решенной как торжественный портал.

Главный фасад заполнен выразительными по пластике элементами. Над входами нависает широкий балкон на фигурных кронштейнах. Глухое ограждение балкона имеет раппортный декор из лепных картушей и столбики, на которые водружены фонари, также отделанные декором.

В простенках между проемами второго и третьего этажей расположены плоские пилястры. Высокие проемы второго этажа с арочными фрамугами украшены наличниками с пилястрами и арочными рельефами с лепниной. Проемы третьего этажа также выходят на балконы, имеющие фигурные кронштейны и лепной декор ограждений.

Венчание фасада состоит из орнаментальных фриза и карниза. Венчающим элементом является и широкий аттик со столбиками, филенчатым рельефом, в который вписаны лавровые венки. Главный венчающий акцент— скульптурная группа из трех муз, в которой центральная фигура держит факел, две другие — картуш с датой «1912».

На боковых сторонах аттика водружены классические треножники. Под фризом и карнизом помещены многофигурные скульптурные рельефы с изображением граций. Между столбиками аттика протянуто легкое ограждение из балясин. На боковых фасадах в ризалитах повторены элементы главного: дверь с нависающим над ней балконом с фонарями, арочное оформление проема второго этажа, балкон третьего этажа.

Боковые части оформлены лопатками с филенчатыми рельефами и вписанными в них лепными гирляндами. Фриз и карниз с лепным орнаментом по лопаткам раскрепованы. Ризалиты венчаются аттиками с парапетными столбиками и водруженными на них вазонами. Цокольная часть фасадов театра отделена профилированными тягами, раскрепованными по ризалитам. Элементами, объединяющими все фасады здания, являются карнизы и парапеты с балюстрадами.

Главные входы ведут в небольшой по площади вестибюль с лестницами в цокольную и подвальную часть здания. Вестибюль связан с фойе, которое охватывает зрительный зал, следуя его закругленной конфигурации.

Зрительный зал имеет в плане форму вытянутого полуовала, длинной осью обращенного к сцене с оркестровой ямой. Интерьер зрительного зала с партером, ложами и балконами устроен по типу «рангового» театра. Декором выделены портал сцены, плафон, стены, ограждения лож и балконов.

Образец театрального здания в «необарочном» стиле, самый значительный из всех построенных на Урале в XIX-XX веках театров. Памятник истории, связанный с установлением советской власти в городе, в котором 8 ноября (26 октября) 1917 года на открытом заседании Екатеринбургский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил установление советской власти в городе и на Урале, 1917 год.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda