ул. 8 Марта, 62

Здание бывшего духовного училища

1840-е годы, архитекторы Э.Х. Сарториус, В. Гуляев; 1903 год, архитекторы Куроедов, М. Л. Бяллозор; 1934-1941 годы (реконструкция)
Здание занимает юго-восточный угол квартала, ограниченного улицами Куйбышева (бывший Сибирский проспект), Народной Воли (бывшая Монастырская), 8 Марта (бывшая Уктусская) и переулком Университетским. Протяженный южный фасад здания образует фронт улицы Народной Воли, узкий восточный фасад выходит на красную линию улицы 8 Марта. С начала 1840-х годов здесь размещалось мужское духовное училище. В 1919 году в здании начал работать Уральский университет. В настоящее время здание является одним из учебных корпусов Уральского государственного экономического университета. Памятник истории и культуры, здание неоднократно перестраивалось.

В начале XIX века на этом месте стоял дом купца Ф.И. Коробкова, по архитектуре — типичный образец усадьбы периода классицизма, построенной в Екатеринбурге М.П. Малаховым. В 1841 году дом был продан в казну. В том же году архитекторы Э.X. Сарториус и В. Гуляев выполнили проект перестройки дома в здание духовного училища. Архитектура училища представляла образец стиля позднего так называемого «безордерного» классицизма с характерным для него лаконизмом и сухостью в декорировке фасадов. В 1858-1859 годах над вторым этажом этого здания была устроена домовая церковь с деревянной звонницей на кровле. В 1903 году к длинной стороне учебного корпуса пристроили новое трехэтажное здание. Фасадные решения новой и старой части здания получили единую трактовку. Авторами проекта перестройки учебного корпуса и дворового флигеля были находившиеся тогда на должности архитектора техники Куроедов и М.Л. Бяллозор.

Архитектуру здания училища теперь определяли принципы «кирпичного» стиля — свободного от форм прошлого рационалистического течения. Существующий вид здание приобрело в результате реконструкции, проведенной в период 1934-1941 года.

Учебный корпус — образец советской архитектуры периода освоения классического наследия. Шестиэтажный объем с примыкающей на востоке трехэтажной частью — основа тяжеловесной по пропорциям и декоративному оформлению композиции. Пластика фасадных форм постройки наглядно характеризует творческие методы проектировщиков, работавших в стиле советского классицизма. Фасадные схемы построены на принципах симметрии и обязательного применения ордерных форм. На простенки и углы здания наложены рустованные лопатки, наличники классических профилей завершены замковыми камнями.

Штукатурка кирпичных стен имитирует каменную кладку. Объем трехэтажной части оформлен пилястрами «колоссального» ордера, завершен балюстрадой с вазонами и обелисками по углам. Над раскрепованным выносным карнизом шестиэтажной части здания возведен ступенчатый аттик с вписанным в него фронтоном. Карниз и фронтон украшают модульены.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1.Екатеринбург, 2007
Made on
Tilda