ул. Куйбышева, 30

Здание Алексеевской второй женской гимназии

1890-е гг.
Вопрос об организации второй женской гимназии в Екатеринбурге был поднят в городской управе в 1897 году.

В 1903 году гимназию открыли, временно разместив учащихся в здании общежития реального училища. Для строительства нового здания учредили попечительский совет, который занялся приобретением участка и добился разрешения на строительство здания по индивидуальному проекту.

В 1910 году Петербургское общество архитекторов представило условия конкурса на проект, и в этом же году получили три премированных плана. Проекты рассматривали архитекторы Екатеринбурга и одобрили план под девизом «Весна». Автора этого проекта установить не удалось.

В январе 1913 года гимназия из реального училища переехала в новое здание. В 1917 году в Екатеринбурге был открыт Горный институт, который занял здание гимназии.

Среди студентов Горного института участники Великой Отечественной войны, получившие звание Героя Советского Союза, — П.А. Богатов, A.M. Крутошинский, Д.А. Кудрявицкий, Б.К. Опрокиднев, А.П. Якимов. Выпускникам и преподавателям института — выдающимся деятелям науки и техники — посвящены мемориальные доски, помещенные на северном фасаде здания.

Вторая женская гимназия находится на углу улиц Хохрякова (бывшая Тихвинская) и Куйбышева (бывший Сибирский проспект). Участок с севера и запада обнесен кованой металлической оградой, длиной 230 м, в которой ажурные прясла чередуются с круглыми чугунными столбиками, завершенными шарами на профилированных основаниях.

Гимназия представляет собой сложный комплекс трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В него входят административный и учебный корпуса, церковь, общежитие и более поздние пристройки.

Общая конфигурация плана напоминает букву Е. Корпуса образуют внутренние дворы — курдонеры, ориентированные на восток.

Северный фасад административного корпуса, обращенный на улицу Куйбышева, имеет симметричную осевую композицию с вынесенным центральным ризалитом.

Вход, размещенный на средней оси, акцентирован балконом. К нему с юга посередине примыкает учебный корпус. Композиция южного фасада административной части определена парами эркеров с каждой стороны.

Фасады учебного корпуса однотипны и построены на ритмичном чередовании трех окон, выделенных лопатками. Восточный фасад, обращенный в курдонеры, разделен на две одинаковые части примыкающим зданием церкви. Центральные оси отмечены балконами на уровне второго этажа.

Храмовая часть имеет одинаковые южный и северный фасады. Они примыкают к учебному корпусу объемом лестничной клетки, окна которой размещены на разных высотах, согласованных с членениями внутреннего пространства.

Восточный фасад без окон и имеет симметричную четырехчастную композицию, организованную вертикальными членениями в виде лопаток, полуколонн и арочных ниш. Храмовый объем завершен скатным фонарем.

Фасады жилого корпуса однотипны и построены на ритмическом чередовании лопаток и парных окон второго и третьего этажей.

Окна первого этажа почти квадратные, отделены от верхних этажей поясом из контррельефов и карнизом. Жилой корпус присоединен к учебному повышенным лестничным объемом, выделенным лопатками, узкими парными окнами и завершен крышей со значительным выносом.

В оформлении здания использованы декоративные формы позднего «модерна» в виде лопаток, тяг, карнизов, ниш, варьирующих четырехугольники и окружности. В духе позднего модерна выполнены прямоугольные и арочные оконные обрамления, парапеты, столбики, венчающие стены на уровне крыш.

Свободное планировочное решение сооружения подчинено функциональной схеме каждой из частей. Так, в административной части анфилады смещены с основной оси. В учебном корпусе использованы односторонние коридоры. В церкви важную роль играет лестница, ведущая в прямоугольную, освещенную с двух сторон храмовую часть. Планировка жилого корпуса не сохранилась.

Характерной чертой интерьеров всего сооружения является выявление конструктивной основы здания, вынесение опор ригелей в интерьер и их пластическое сближение с пологими арочными проемами, а также декорирование пересекающихся и примыкающих форм в стиле модерна.

Интерьеры административной части выделяются усложненными конфигурациями оконных переплетов, декора ограждений из кованых решеток парадной лестницы и кафельных полов.

Сохранились и такие фрагменты первоначальных интерьеров, как стенные шкафы и пристенные зеркала, оформленные в стилистике модерна. Интерьеры других частей сооружения более скромны. Размещенные здесь лестницы ограждены кованой решеткой, набранной из прутка.

Образец учебного сооружения, выполненного на принципах позднего модерна, отличается полнотой функциональной разработки, определившей гармоничное решение архитектурных форм.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007

Made on
Tilda