ул. Карла Либкнехта, д. 44

Усадьба Л. И. Расторгуева - П. Я. Харитонова

XIX век
Строительство усадьбы на Вознесенской горке по Вознесенскому проспекту (ныне улица К. Либкнехта) начала титулярная советница Н. Токарева, которая в 1806 году продала ее вместе с недостроенным домом Вольскому купцу 1-й гильдии, а затем заводовладельцу Л.И. Расторгуеву, формировавшему усадьбу вплоть до своей кончины в 1823 году.

При нем к 1808 году было закончено строительство главного углового дома и флигеля по Вознесенскому проспекту, на 1814 год возведены второй флигель, выходивший на Вознесенскую площадь (ныне Комсомольская площадь), и разные службы, включая оранжерею, замыкавшие верхний двор, также к этому году он возвел конюшню в нижнем дворе. Таким образом, основные постройки усадьбы и ее территория, занимавшая около 1 гектара, были сформированы в период с 1806 по 1814 год. Автор данных построек не установлен.

Во второй половине 1820-х годов зятем Расторгуева купцом 1-й гильдии, а позже городским головой П.Я. Харитоновым на месте болота, располагавшегося за восточной границей усадьбы, был разбит сад, использовавшийся с 1836 года как общественный городской парк.

В последующие годы до ссылки Харитонова в Финляндию в 1837 году при нем под руководством архитектора М.П. Малахова два флигеля и службы были значительно реконструированы, а также построены дополнительные сооружения, включая вставку, соединившую угловой дом со вторым флигелем, баню и великолепную ограду верхнего и нижнего дворов по Вознесенскому проспекту.

В первой половине XIX века усадьба использовалась в основном как представительская, которую владельцы сдавали в наем. Например, несколько дней в сентябре 1824 года в ней проживал царь Александр I, а в мае 1837 года останавливался наследник, будущий Александр II. Со временем она стала носить характер доходной усадьбы. Последующие ее владельцы в лице наследников Расторгуева, баронессы Меллер-Закомельской, акционерного общества заводовладельцев Кыштымских заводов сдавали в аренду как постройки, так и парк.

С 1924 года усадьба была национализирована и сдана в аренду Уральскому коммунистическому университету.

В 1936 году усадьбу (вместе с садом) передали в бессрочное пользование Дворцу пионеров, в связи с чем в 1937 году ее построек коснулась очередная реконструкция, включавшая в себя частичную перепланировку основных построек, расширение второго флигеля и бывших служб, что повлекло за собой снос аркады парадного двора и изменение облика дворовых фасадов зданий. Тогда же была проведена перепланировка построек усадьбы и частичная перепланировка сада с сооружением дополнительных малых архитектурных форм.

Приспособление усадьбы под Дворец пионеров проводилась при участии архитекторов А.М. Дукельского, В.В. Емельянова, Л.В. Шишова, В.Г. Кремлева. При реставрации усадьбы в 1980-х годах были восстановлены здание конюшни, балкон второго флигеля, главные ворота в парк, отреставрированы фасады. К этому периоду от многочисленных парковых сооружений XIX и XX веков сохранились только грот (первая половина XIX века) и беседка с мостиком на озере (1936-1937 годы).

Усадьба, сформированная в первой половине XIX века, находится на возвышенном месте, занимая угловое положение на пересечении улицы К. Либкнехта и площади Комсомольской. Представляет собой комплекс зданий, сгруппированных по периметру парадного (верхнего) и хозяйственного (нижнего) дворов, сад располагается за дворами по северному склону холма.

Композиция южного фасада комплекса, выходящего на площадь, состоит из трех примыкающих объемов: главного углового дома, флигеля под плоским куполом (бывшая вставка), флигеля под бельведером (бывший второй флигель).

Западный фасад комплекса усадьбы, раскрытый на городской пруд, образуется из ритмично чередующихся объемов углового дома, флигеля под горой (бывший первый флигель), конюшни и расположенных между ними ограждений в виде малых архитектурных форм. Восточный и северный фасады комплекса представлены садовым и дворовым флигелями (бывшие службы и оранжерея), а также флигелем под горой.

Ордерные композиции, многократно повторенные на фасадах, играют ведущую роль в создании гармоничного строя всего комплекса, при этом ведущим ордером является коринфский.

Наряду с ордером часто используется арочный мотив. Архитектурно-декоративные элементы фасадов находятся в полном созвучии с эстетическими принципами зрелого классицизма, применение в отделке фасадов кованых решеток служит дополнительным средством для достижения художественной выразительности ансамбля и придания ему уральского колорита.

Сад выполнен в смешанном стиле с применением регулярной и живописной планировки. В верхней части располагалась парадная зона с беседкой-ротондой, гротом и «вокзалом», в нижней части — место тихого отдыха с озером, дорожками, беседками.

Выдающийся образец городского ансамбля Екатеринбурга первой половины XIX века, выполненный в стиле классицизма.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda