Каменное трехэтажное здание с угловой ротондой и бельведером расположено в историческом центре Екатеринбурга, рядом с плотиной городского пруда. Квартал, включающий помимо дома Севастьянова еще несколько памятников истории и культуры, находится между Главным проспектом (ныне проспект Ленина), Тарасовской набережной (ныне улица Горького), улицей Пушкина и Почтовым переулком. Это один из старых городских кварталов, отмеченных на генпланах еще в XVIII веке.
Историю строительства каменного дома содержит архивный документ 1817 года о строительстве углового каменного дома для маркшейдера И. Полкова. На плане 1829 года уже показан угловой дом с ротондой. Усадьба не раз меняла владельца, что подтверждает документ 1880 года о продаже дома Н.И. Севастьяновым казне для размещения в нем Окружного суда. По документам коллежский асессор Н.И. Севастьянов приобрел его в 1860 году у отставного канцелярского служителя С.А. Медведчикова. В 1866 году по проекту губернского секретаря А.И. Падучева дом был перестроен.
Тип дома с угловой ротондой сложился под влиянием творчества известного русского зодчего М.Ф. Казакова. А.И. Падучев наложил на классицистическую объемную композицию сложный декор в «готических» формах, дополненный «барочными» элементами. После перестройки здание стало одним из наиболее ярких образцов «неоготики» на Урале. В 1914 году был разработан проект расширения здания Окружного суда, также выдержанный в «готической» стилистике. По нему в композиции южного фасада появился новый боковой пристрой.
Объем дома имеет форму, близкую к П-образной, и образует внутренний двор. В композиции сооружения выделяется мощный цилиндрический объем угловой ротонды с бельведером, от которого получают развитие два протяженных объема. Третий объем в северной части дома обращен в глубину участка.
Западный и южный уличные фасады дома и объем ротонды имеют сложную композицию. Ротонда с двумя ярусами глубоких лоджий поставлена на высокий цоколь. Нижний ярус представляет собой аркаду из полуциркульных арок, верхний — открытую лоджию с высокими стрельчатыми арками и гранеными пилястрами в узких простенках. По верху ротонды расположен лепной фриз с фигурными кронштейнами. Венчают объем карниз, парапет со столбиками и бельведер, покрытый невысоким полусферическим куполом.
Обращенный на набережную западный фасад состоит из четырех частей, отличающихся группировкой и формой оконных проемов и деталями убранства. Так, часть фасада, соответствующая положению двусветного зала на втором этаже, имеет свою ось симметрии, окна в форме розеток и лепной декор, не повторяющийся ни в одном из фрагментов уличных фасадов.
Более упорядочена и однородна композиция южного фасада, обращенного на проспект Ленина, хотя и в ней можно выделить две отличающиеся друг от друга части.
Убранство фасадов и ротонды разнообразно, как по видам декора, так и по его стилевым формам. Наиболее часто встречающийся мотив — стрельчатая арка. Из готики почерпнуты формы полуколонок, фронтона над главным входом, окон и декора наличников. Главный вход в здание с крыльцом и козырьком находится на западном фасаде со стороны набережной и ведет в парадный вестибюль с лестницей.
На первом этаже две комнаты, вестибюль и большой зал, примыкающий к ротонде, образуют анфиладу. В планировочной композиции дома выделяется группа зальных помещений, примыкающих к ротонде.
В плане второго этажа — это парадный двусветный зал, пространственно и планировочно объединенный с круглым залом ротонды.
В убранстве интерьеров широко использованы как элементы архитектурного декора, так и растительный орнамент, лепные вазоны и цветы, гирлянды и картуши. Особо выделены декором вестибюль, круглый и двусветный залы на втором этаже.
Интерьер круглого зала по всей окружности украшен резными колонками, служащими постаментом для вазонов. Широкий фриз с цветочными гирляндами на кронштейнах сочетается с декоративной композицией потолка. Ее образуют крупные рельефные детали с растительным узором, подводящие к центральной восьмилепестковой розетке. Потолок в двусветном зале полностью покрыт лепниной. Стены отделаны арками, пилястрами, розетками и орнаментом. Двусветный зал соединяется с залом в ротонде широкой аркой граненой формы.
Сводчатый потолок вестибюля отделан лепной декорацией под деревянную обшивку с растительным орнаментом. Разнообразие «готических» деталей убранства интерьеров дополнялось классицистическими. Такова форма дверного портала с ионическими пилястрами и треугольным фронтоном с акротериями.
В комнатах южного корпуса сохранились уникальный камин с зеркалом в стиле «рококо» и изразцовая печь.
Парадная лестница с высоким пространством лестничной клетки имеет ажурную кованую решетку ограждения. Мотив трехлопастной арки широко использован не только в отделке интерьеров и формах окон, но и в формах внутренних дверных проемов.
Каменный дом с угловой ротондой - уникальный для города образец в стилевых формах классицизма, аналогов которому не было на Урале.
Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007