ул. Сакко и Ванцетти, д. 24

Дом купцов Агафуровых на ул. Сакко и Ванцетти, д. 24

1890-е гг.
Главный дом усадьбы К.Х. и З.Х. Агафуровых расположен в центральном районе города по улице Сакко и Ванцетти. В 1891 году купцами второй гильдии братьями Агафуровыми было куплено усадебное место с постройками. Эта усадьба включала полукаменный дом и бревенчатый двухэтажный дом с башенкой на углу, между ними — одноэтажный флигель с пристроенной к нему галереей.

В 1892 году по проекту архитектора Ю.О. Дютеля усадебный полукаменный дом был перестроен. В 1893 году к дому пристроили с южной и северной стороны два эркера с верандами. В 1920-х годах в доме переделана половина окон первого этажа, утрачено одно парадное крыльцо и цветовое остекление террасы.

Массивный полукаменный двухэтажный особняк своим главным фасадом выходит на красную линию улицы. В основе его объемной композиции лежит куб, усложненный с северной и южной сторон трехгранными эркерами с верандами на втором этаже.

Композиция главного фасада трехчастна: центральная часть подчеркнута едва выступающим ризалитом и мавританской башенкой на крыше, а боковые выделены трехгранными выступами эркеров, симметричное положение которых усиливается за счет поставленных по углам парапета башен. По горизонтали фасад членится сложным профилированным междуэтажным поясом, включающим орнамент из сухариков, а также проходящим под окнами второго этажа фризом, состоящим из вертикально поставленных фигурных дощечек, образующих пластически узорный рельеф.

Верхняя часть фасада обработана фризом, резной декоративный орнамент которого говорит об определенном симбиозе русских народных и восточных мотивов.

Особую роль в убранстве играют наличники окон. Оконные проемы цокольного этажа обрамлены рамочными наличниками и сандриками в виде фронтончиков.

Высокие окна второго этажа имеют наличники в виде многоступенчатой рамы шпренгельной доски с аппликативным орнаментом и карниза с пропиловочным. Узкие простенки между окон заполнены лопатками, украшенными накладными рейками, уложенными в елку. Богато профилированные наличники окон террас и эркеров имеют вверху арочную, стрельчатую и фигурную форму, которая придает постройке некий восточный колорит. Парадный вход, размещенный в левом эркере, акцентирован навесом на кованых ажурных кронштейнах, полотна дверей покрыты глухой резьбой.

Планировка первого и второго этажей имеет сходное решение. Организация их внутреннего пространства представляет собой компактную периметральную композицию из жилых и подсобных комнат с распределительным помещением в центре и коридором. Вдоль главного фасада в первом и втором этажах расположено по два просторных светлых помещения в три и четыре окна.

На втором этаже большая из двух комнат предназначалась под зал, а меньшая под гостиную. Интерьеры зала и гостиной частично сохранили свою отделку: они декорированы лепным орнаментом и деревянной резьбой. Лепка применена на потолке, резьба использована для убранства дверей и наличников окон. Рисунок лепного орнамента, украшающего потолок, отличается особой пластичностью. Начиная с карниза осуществлен последовательный переход к лепным бордюрам с гирляндами растительного орнамента по внешнему обводу, а через них к кольцевому поясу плафона, в декорировке которого широко использованы восточные мотивы.

Оформление интерьера малой гостиной включает печь, устроенную в северо-западном углу. Облицованная белой кафельной плиткой, она состоит из основного массива и завершения, декор которого повторяет лепной орнаментальный рисунок карниза стен, образуя с ним композиционную связь.

Особое место в интерьере второго этажа занимает вход, расположенный между внутренним коридором и небольшим помещением (примыкающим к западному фасаду со сдвоенным окном и лестницей, ведущей в первый этаж), оформленный порталом в виде каннелированных пилястр упрощенного дорического ордера на высоких постаментах и перекинутой через них широкой филенчатой арки.

В одном ряду с предыдущим помещением в юго-западном углу расположена двусветная комната, в интерьере которой сохранилась угловая трехгранная кафельная печь. Отделка ее завершающей части состоит из узкой полоски ионик, фриза, карниза и фигурного фронтончика, украшенного стилизованным растительным орнаментом. Гладкие стены оформлены простой профилировкой, выше проходит падуга, являющаяся переходным элементом к плафону.

Дом Агафуровых представляет собой пример ярко выраженной эклектики, соединяющей элементы восточного декора с давними уральскими народными традициями резьбы по дереву и с приемами классицизма.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda