Одноэтажный деревянный дом, расположенный в центральном районе города, выходит своим западным фасадом на красную линию улицы. Окружающую застройку составляют современные дома и несколько сохранившихся особняков конца XIX — начала XX веков.
Дом принадлежал купцу второй гильдии, владельцу модной мастерской А.С. Лебедеву. По утвержденному в городской управе проекту в 1886 году дом был построен местными мастерами по улице Сакко и Ванцетти (бывшая Усольцевская).
Конструктивно здание решено с применением несущих бревенчатых стен и деревянных перекрытий. Фундамент и стены цокольного этажа кирпичные. Кровля металлическая четырехскатная по деревянным стропилам.
В плане дом имеет форму прямоугольника, развитого протяженной стороной вглубь дворового участка. Его объем складывается из двух пятистенных срубов, с юго-восточного угла усложнен небольшой кирпичной вставкой.
Композиция главного фасада асимметрична. По вертикали его поверхность членится выпусками поперечных стен на три разные по протяженности части.
В правой, меньшей из них, расположен парадный вход, акцентированный крыльцом с площадкой в одну ступень и навесом на кронштейнах, поддерживаемым с наружной стороны двумя деревянными фигурными колонками на консолях. Фронтон навеса обильно украшен резьбой. Расположенное над ним небольшое оконце обрамлено наличником, резной декор которого повторяется в наличниках окон, размещенных по фасаду.
Композиция наличников составлена из стоек, кокошника и подкарнизной доски на кронштейнах. В их декоративной обработке использована мелкоузорная выямчатая резьба, образующая пластически узорный рельеф.
В верхней части бревенчатой стены широкой полосой тянется двухъярусный фриз, состоящий из прорезных раппортов геометрического орнамента. Ярусы фриза разделены между собой узкой полосой филенок. Венчает композицию далеко вынесенный многопрофильный карниз с ажурным подзором.
В помещениях сохранились некоторые элементы декоративного убранства. Оформление интерьера в первой от парадного входа комнате включает лепной орнамент и деревянную резьбу.
На гладких стенах отчетливо выделяется тщательно разработанный орнаментальный мотив филенок перемежается с гирляндами и иониками.
Переход от карниза к потолку осуществляется посредствам плавно стелющегося лепного узора. Легкий геометрический орнамент двухрядной плетенки обегает края потолка вдоль стен. Центр потолка акцентирован вставкой — розеткой. В юго-западном углу комнаты устроена белая кафельная печь с вогнутыми поверхностями боковых стенок. Венчающая часть печи обрамлена рельефной орнаментацией, сходной по рисунку с карнизом.
Во втором срубе помещения группируются вдоль северного и южного фасадов с внутренним коридором в центре. В торце коридора с восточной стороны устроен дверной проем, посредством которого осуществляется связь с помещениями первого сруба.
Во всех помещениях стены и потолки оштукатурены и побелены. Первоначальное убранство интерьеров не сохранилось.
Уникальный образец жилого дома Екатеринбурга конца XIX века, фасады которого богато украшены резным деревянным декором, выполненным в различной технике с использованием народных орнаментальных мотивов.
Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007