ул. Карла Либкнехта, д. 45

Дом А. А. Зотова

Первая половина XIX в., начало XX в.
Дом расположен на высоком рельефе в северном квартале улицы К. Либкнехта с утраченной исторической планировкой и застройкой. Состоит из двух строений разных архитектурных стилей, объединенных планировочно.

Каменный одноэтажный дом относится к первой половине XIX века. В основе его архитектурного решения лежит «образцовый» проект периода классицизма. До 1900-х годов классицистический дом был главным строением усадьбы, принадлежавшей первоначально потомственному почетному гражданину А.А. Зотову и его наследникам.

Дом имеет простой объем с четырехскатной кровлей. Восточный главный фасад симметричен, с нечетным числом проемов. Центральная ось акцентирована треугольным фронтоном чердака с прямоугольным слуховым окном в тимпане и центральным окном, выделенным широкими лопатками. Прямоугольные окна вытянутых пропорций были оформлены по верху полуциркульными нишами. Фасад венчается гладким фризом и профилированным карнизом.

Образец небольшого жилого особняка первой половины XIX века, выполненного по типовому проекту в стиле классицизма.

В настоящее время в плане дома выделен коридор, соединяющий его помещения с новым особняком И.Ф. Круковского, который был возведен в начале XX века.

Объем особняка вытянут в глубину участка. В объемной композиции выделяется эркер и чердачное помещение с венчающим фронтоном на главном фасаде. Главный фасад в композиции дома доминирует.

Композиция главного фасада ассиметрична: главный вход, нависающий над ним эркер на фигурных кронштейнах и венчающий фронтон занимают боковое положение.

Эти элементы фасада более остальных выделены декором. Углы эркера акцентированы пучком пилястр с волютами и лепными гирляндами. Раскрепованный антаблемент украшен растительным орнаментом.

Эркер венчается разорванным треугольным фронтоном. Тимпан фронтона заполнен лепным орнаментом. В разрыв фронтона вписан картуш с монограммой «ИК». Высокий венчающий фронтон над эркером имеет сложную криволинейную форму. Две его боковые части представляют собой разорванные отрезки антаблемента. Между ними вписана стенка чердачного помещения с круглым слуховым окном и венчанием лучковой формы.

Фронтон обильно украшен лепниной: орнаментом с крупными завитками, гирляндами, фигурными консолями. Фасад отделан штукатуркой под каменную кладку с расшивкой. Высокая цокольная часть фасада сложена из камня. На фоне рельефной штукатурки выделяется широкий междуэтажный пояс, подоконные филенки с лепниной, фриз с узором из завитков и листьев и полосой сухариков, карниз с лепными консолями.

Вытянутые по пропорциям окна обрамлены линейным рельефом. Наличники второго этажа имеют форму сандриков. Нависающая над входом плоскость основания эркера расчленена кессонами.

Главный вход ведет в вестибюль с лестницей на второй этаж. Из вестибюля два перехода ведут в соседнее здание.

Из убранства интерьеров сохранились рельефные карнизы и отделка потолков вестибюля и комнаты с эркером. Высокий портал главного входа со стороны вестибюля имеет завершение в форме коробовой арки. Часть перекрытия вестибюля над пролетом лестницы и вход в помещение с эркером также имеют коробовую форму, акцентированную рельефными клеймами.

Образец городского особняка Екатеринбурга начала XX века в «барочном» стиле.


Литература:


Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007


Made on
Tilda