ул. Воеводина, д. 5

Госпиталь Екатеринбургского завода

1749 г.
Здание госпиталя (богадельни) принадлежит к немногим сохранившимся сооружениям, входившим в границы планировочного ядра города-завода в XVIII веке. Каменный госпиталь состоит из четырех корпусов, сблокированных попериметру внутреннего двора.

В северо-восточной части размещался «госпиталь», в северо-западной «монетная экспедиция», в южной части — «аптека», в юго-западной — «пробирная лаборатория» и «меховая». Тут же был заводской острог.

Северный главный фасад госпиталя представлял собой симметричную композицию из двух корпусов, между которыми был вписан четырехколонный портик с треугольным фронтоном, оформляющий вход. Корпуса венчались высокими «барочными» кровлями.

В течение XIX века облик здания претерпел изменения: исчезли высокие кровли XVIII века, новое оформление получили входы и проезды. В 1867 году по решению городского и мещанского обществ в здании учредили богадельню (приют для престарелых без родственников). В 1895 году на втором этаже западной части, где находилась богадельня, была устроена Никольская домовая церковь. В 1899 году с разрешения архитектора Ю.О. Дютеля над церковью возвели звонницу.

В современный период здание подверглось кардинальной перестройке, в нем разместился музей изобразительных искусств.

Выходит западным фасадом на красную линию переулка Воеводина, спускающегося к реке. Почти квадратное в плане двухэтажное каменное здание с примыкающей к нему с южной стороны одноэтажной пристройкой имеют подвальный этаж, который из-за понижения рельефа получает на восточной стороне значительную высоту.

Симметричная композиция западного фасада с трехчастной структурой складывается из центральной повышенной части и крыльев. Раскрепованный участок стены по сторонам от арочного проезда (заложен) еще больше подчеркивает значение центральной части в композиции фасада.

Особенно выразительный пластический акцент вносят два венчающих фронтона со столбиками, образующие слитную форму с лопатками, разрывами карнизов над тремя арочными окнами, с обилием рельефов и лепнины. Боковые крылья ритмично членятся двумя рядами высоких окон без наличников.

Окна второго этажа с лучковой перемычкой отмечены подоконными филенками. При строгом соблюдении ритма осей в ряд проемов второго этажа включены плоские лопатки, членящие крылья на прясла разной ширины: два в три оси и крайние в четыре оси.

Протяженность фасада подчеркивают горизонтали цоколя, широкого междуэтажного пояса, образованного подоконной и междуэтажной тягами и венчающего многопрофильного карниза, прерываемых лишь уступом центральной части.

Лаконичная архитектура построена на контрасте пространственной композиции центра и строго расчлененной плоскости фасада, что соответствует официальному характеру здания.

В доме пять входов: два с восточной стороны, два с северной и один с южной.

Внутренняя планировка здания изменена.

Уникальный памятник со сложной строительной историей; несмотря на разновременность отдельных элементов, обладает цельностью внешнего облика.

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1.Екатеринбург, 2007; Сократ
Made on
Tilda