бул. Культуры, д. 4, 6, 8

Ансамбль застройки на бульваре Культуры

1930-е годы, архитектор П. В. Оранский
Дома, спроектированные выпускником немецкой архитектурной школы Баухауз (Дессау) Б. Шефлером, находятся в исторической части промышленно-селитебного района Уралмаш, запланированного и построенного по единому планировочному решению архитектора П.В. Оранского. Первоначально все проектирование и строительство района велось в стилистических формах конструктивизма.

Жилые дома расположены в начале одной из трех планировочных магистралей, расходящихся от главной площади. Каменные четырехэтажные объемы домов последовательно включены в единую застройку бульвара, к которому обращены главными фасадами.

Дома № 4 и 6 имеют форму параллелепипеда, дом № 8, поставленный на пересечении бульвара с улицей Красных партизан, с выраженным угловым акцентом.

Фасады домов отличаются по композиционным решениям и степени пластической разработки. Композиция каждого из них основана на применении классических принципов членения и стилизованных элементов ордера: отделки «под руст», в том числе бриллиантовый, сандриков, профильных карнизов, замковых камней. Важные пластические элементы в композиции фасадов — балконы и лоджии с ограждениями в виде балюстрад.

В композиции главного фасада дома № 4 в виде вертикальных членений использованы сгруппированные по вертикали трапециевидные лоджии, опирающиеся на колонки. Отличительная особенность фасада дома № 6 — центрально-осевая композиция с порталом, увенчанным массивным ступенчатым аттиком, контрастирующим по очертаниям с вписанной в него декоративной аркой.

Выступающие балконы и заглубленные в стене лоджии создают свето-теневой контраст. Объем и фасад дома № 8 имеет композиционное сходство с гостиницей «Мадрид» (бульвар Культуры, 1), включая расположение магазинов в первых этажах.

Угловой акцент композиции фасада выражен срезанной формой объема, повышением на один этаж угловой части дома, динамикой развития композиции, достигнутой фланкирующим карнизом, дополненным мелкой пластикой.

Все дома имеют секционное строение. Лестничные клетки вмещают широкие трехмаршевые лестницы с характерным рисунком решеток лестничных ограничений.

Здания объединены общностью архитектурных характеристик: градостроительным положением, общим масштабом, типологической принадлежностью и стилистическими формами советской «неоклассики».

Источник:
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007
Made on
Tilda